81

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Карабашу ! Читая ваши рассуждения  - меня такое впечатление ,что ВСЯ земная цивилизация произошла от татар или я не прав !?

ни в коем разе... вся цивилизация исключительно из нас, русских... произошла... ab

82

Re: Опять про казаков

ural пишет:

а Петрарко это кто? тоже подрывник?

  bj

83

Re: Опять про казаков

ural пишет:

......ни в коем разе... вся цивилизация исключительно из нас, русских... произошла... ab

Не вся конечно же цивилизация ag
Ну а если серьезно, то татары(точнее коренные тюркоязычные народы) в истории России (именно России а не Руси) сыграли не малую роль. Уж что есть то есть.
А на счет казаков, как оседлое полувоенное сословие они сформировались именно в Орде.

Добавлено: 7.06.12 12:48

Тов.Сухов пишет:

.............бабник, ... Видели бы вы мою трудовую!........

Вот не знал что это тоже в трудовую записывается, интересно а в стаж в трудовой эта деятельность включается? ag

Добавлено: 7.06.12 12:59

опоссум пишет:

......... Я считаю ,что от Украины до Сибири селились бывшие крепостные ,которые называли себя -казаки ,только где-то их было больше(запорожская сечь) ,а где-то меньше ...А говорить вот на Дону они имели скот и землю-это казаки ,а в Саратовской губерни у них ,что хозяйств небыло-что ли ?

Считайте. Но вот в чем суть казачество возникло на много раньше того как на Дон начали сбегаться крепостные. Уже в начале 14 века казаки в Орде (а земля где проживают казаки входила в состав Орды) появилось военное сословие казаков.
На счет теорий, в языке казаков тюркизмов на много больше чем в обычном русском языке. Название казаки тоже тюркское. Современный казачий костюм появился в начале 19 века, до этого одежда которую носили казаки ни чем не отличалась от национального костюма татар. Быт во многом схож.
К тому же ранее я уже говорил о том что не все казаки были православные. Было и много станиц населенных казаками мусульманами, особенно в Оренбуржье, и на Кубани.

84

Re: Опять про казаков

Карабаш пишет:
ural пишет:

......ни в коем разе... вся цивилизация исключительно из нас, русских... произошла... ab

Не вся конечно же цивилизация ag
Ну а если серьезно, то татары(точнее коренные тюркоязычные народы) в истории России (именно России а не Руси) сыграли не малую роль. Уж что есть то есть.
А на счет казаков, как оседлое полувоенное сословие они сформировались именно в Орде.

Добавлено: 7.06.12 12:48

Тов.Сухов пишет:

.............бабник, ... Видели бы вы мою трудовую!........

Вот не знал что это тоже в трудовую записывается, интересно а в стаж в трудовой эта деятельность включается? ag

Добавлено: 7.06.12 12:59

опоссум пишет:

......... Я считаю ,что от Украины до Сибири селились бывшие крепостные ,которые называли себя -казаки ,только где-то их было больше(запорожская сечь) ,а где-то меньше ...А говорить вот на Дону они имели скот и землю-это казаки ,а в Саратовской губерни у них ,что хозяйств небыло-что ли ?

Считайте. Но вот в чем суть казачество возникло на много раньше того как на Дон начали сбегаться крепостные. Уже в начале 14 века казаки в Орде (а земля где проживают казаки входила в состав Орды) появилось военное сословие казаков.
На счет теорий, в языке казаков тюркизмов на много больше чем в обычном русском языке. Название казаки тоже тюркское. Современный казачий костюм появился в начале 19 века, до этого одежда которую носили казаки ни чем не отличалась от национального костюма татар. Быт во многом схож.
К тому же ранее я уже говорил о том что не все казаки были православные. Было и много станиц населенных казаками мусульманами, особенно в Оренбуржье, и на Кубани.

Ну кто бы сомневался ,конечно все так....  an

85

Re: Опять про казаков

Карабаш пишет:

На счет теорий, в языке казаков тюркизмов на много больше чем в обычном русском языке. Название казаки тоже тюркское

ab Саратов, Вортуба, Кушум, Иргиз, Караман...

86 (7.06.12 14:49 отредактировано Карабаш)

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Ну кто бы сомневался ,конечно все так....

Читайте, читайте побольше. Глядишь и перестанете давать дурацкие комментарии.

Varvara пишет:

ab Саратов, Вортуба, Кушум, Иргиз, Караман...

Да и не только, разговаривая с казаками (у меня теща кубанская казачка) встречаешь в их языке много татарских слов: кош, атаман, курень, бешмет, чекмень, бунчук, каймак, есаул и т.д.

87

Re: Опять про казаков

От этих умозаключений Гоголь и Шолохов, вероятно, в гробу переворачиваются. Не нужно путать иррегулярную конницу Российской империи с казачеством и казаками.

88

Re: Опять про казаков

Дмитрий... пишет:

............ с казачеством и казаками.

О чем и речь. Казаки и казачество это обособленное сословие с начала в Орде затем в Российской империи.

89

Re: Опять про казаков

Вот немного о научной стороне споров :
"...действительно, слово "Саратов" как бы само собой распадается на два восточных, тюркских: "сары", что означает "желтая", и "тау" - гора. А дальше все получается очень логично. Гора рядом с городом - имеется. Тюркоязычные кочевники в XVI веке в Поволжье были. Вроде бы могли они эту гору называть по-своему. А основатели города - русские, чуть-чуть изменив, перенести это имя и на крепость, поставленную у подножья горы. Однако со временем обнаружились сложности. Во-первых, как выяснилось, Саратов впервые мог быть поставлен и не около "желтой горы", а где-то довольно далеко от нее. Во-вторых, гора эта, если присмотреться, и не желтая, а скорее - серая. В-третьих, подтверждений, что кочевники означенную гору называли именно "сары-тау" найти не удавалось. (У русских же вершина эта издавна именовалась Соколовой). А в-четвертых, и это самое главное, слово "Саратов", если заняться с ним поосновательнее, распадается не только на "желтая" и "гора". Его, оказывается, можно понимать и как "сара-атель", что уже означает "красивая удобная местность" (А.И. Шахматов, 1891 г.). И как "сарык-атав" -"ястребиный" или "разбойничий остров" (Н.Ф. Хованский, 1891 г.). И как "сарык-атов" - тоже "остров", но уже "желтый" (В.И. Осипов, 1976 г.). Это, если иметь в виду тюркские языки. Но ведь кроме кочевников - татар или ногайцев, в наших краях когда-то обитали и финно-угорские племена, и индоиранские. А у них "сарата" понимается как "быстрая текучая вода" (А.С. Мадуев, 1928 г.). "Cap" - означает осоку или низкую болотистую местность (В.И. Горцев, 1986 г.).


И вот еще что любопытно. Сделанные после Леопольдова расшифровки вроде как-то увязывались с особенностями тех мест, где, по мнению более поздних исследователей саратовской старины, мог быть построен и получил свое имя город. Скажем, на левом берегу Волги, представляющем "красивое удобное место". Или на одном из многочисленных речных островов, где, конечно же, водились хищные птицы - ястребы, коршуны или находили пристанище разбойники, или опять же на острове, который мог называться "желтым" из-за цвета своих песчаных берегов. Конечно же, саратовская крепость сначала могла быть построена и около какой-то речки с "текучей водой", впадающей в Волгу, наподобие Гуселки. Или - у тихой заводи, берега которой "заросли осокой"... Кроме перечисленных предположений, за последние полтора века были высказаны и еще некоторые, менее удачные, поскольку их авторы не старались связать "Саратов" с особенностями каких-то мест, а просто руководствовались созвучием этого имени с подходящими словами из разных древних языков. Скажем, высказывались мнения, что "Саратов" происходит от старинного "сарт", означавшего "оседлый, постоянный житель" (М.В. Готовицкий, 1889 г.). Или от "cap" - "строители городов" (школа академика Марра). Или от "сармс", означающего "городить, ограждать" (В.Н. Майков, 1978 г.). Едва ли у основателей первой саратовской крепости, боярина Турова и воеводы Засекина, имелось время заниматься изысканиями в древних книгах, чтоб выбрать там название помудренее. И уж тем более не обратились бы они, скажем, к калмыцкому с его "сары-болгасн", что означает "желтый город" (иностранные исследователи). Тем более, что калмыков в конце XVI века в наших краях еще не было. Едва ли удачным можно признать и предположение, что слово "Саратов" связано с древнерусским "ратай", т.е. пахарь. Саратовцы в течение первых ста лет жизни города обработкой земли определенно не занимались, т.к. были полностью поглощены делами военными. Пахотные солдаты появились в наших краях много позже (А.И. Баженова, 1987 г.).Значительно более интересными представляются два других предположения, появившихся недавно. Они основаны на замечании саратовского ученого А.А. Гераклитова, сделанного еще в 1923 году. Он отметил, что в первые годы существования Саратова наши предки, отправляясь в новый город или посылая туда какие-то депеши, говорили и писали не "в Саратов", а "на Саратов". По особенностям русского языка, так могло быть только в том случае, если словом "Саратов" обозначался не только город, но и целый район, участок местности, урочище. Авторы новых гипотез (Е.К. Максимов, Л.Г. Хижняк, З.Л. Новоженова, 1990-1991 г.г.) считают, что имя города произведено русскими от бытовавшего у тюркоязычных кочевников - ногайцев слова "сары-тав", обозначавшего правый нагорный участок волжского берега, обрывистый, во многих местах имеющий и сегодня желтый цвет. Ногайцы же действительно кочевали в Поволжье в XV-XVI веках и имели постоянные контакты с русскими. Кроме того, указанные выше исследователи допускают, что основа имени первой русской крепости в наших краях могла появиться и раньше, еще до прихода на Волгу ногайцев и даже татаро-монголов. В IX-X веках у кочевых и полукочевых племен, частично пользовавшихся индоиранскими словами - у них " сара" тоже означало "желтый", а может быть и "рыжий". И были племенные группы, где рыжеволосость встречалась очень часто. Если одна из таких групп довольно долго кочевала по нынешним нашим краям, то имя "Саратов" может происходить от названия местности, где "возле Волги обитало племя рыжеволосых".


Итак, на сегодняшний день имеется по крайней мере 13 вариантов расшифровки заинтересовавшего нас, слова.

Добавлено: 7.06.12 13:53

опоссум пишет:

Вот немного о научной стороне споров :
"...действительно, слово "Саратов" как бы само собой распадается на два восточных, тюркских: "сары", что означает "желтая", и "тау" - гора. А дальше все получается очень логично. Гора рядом с городом - имеется. Тюркоязычные кочевники в XVI веке в Поволжье были. Вроде бы могли они эту гору называть по-своему. А основатели города - русские, чуть-чуть изменив, перенести это имя и на крепость, поставленную у подножья горы. Однако со временем обнаружились сложности. Во-первых, как выяснилось, Саратов впервые мог быть поставлен и не около "желтой горы", а где-то довольно далеко от нее. Во-вторых, гора эта, если присмотреться, и не желтая, а скорее - серая. В-третьих, подтверждений, что кочевники означенную гору называли именно "сары-тау" найти не удавалось. (У русских же вершина эта издавна именовалась Соколовой). А в-четвертых, и это самое главное, слово "Саратов", если заняться с ним поосновательнее, распадается не только на "желтая" и "гора". Его, оказывается, можно понимать и как "сара-атель", что уже означает "красивая удобная местность" (А.И. Шахматов, 1891 г.). И как "сарык-атав" -"ястребиный" или "разбойничий остров" (Н.Ф. Хованский, 1891 г.). И как "сарык-атов" - тоже "остров", но уже "желтый" (В.И. Осипов, 1976 г.). Это, если иметь в виду тюркские языки. Но ведь кроме кочевников - татар или ногайцев, в наших краях когда-то обитали и финно-угорские племена, и индоиранские. А у них "сарата" понимается как "быстрая текучая вода" (А.С. Мадуев, 1928 г.). "Cap" - означает осоку или низкую болотистую местность (В.И. Горцев, 1986 г.).


И вот еще что любопытно. Сделанные после Леопольдова расшифровки вроде как-то увязывались с особенностями тех мест, где, по мнению более поздних исследователей саратовской старины, мог быть построен и получил свое имя город. Скажем, на левом берегу Волги, представляющем "красивое удобное место". Или на одном из многочисленных речных островов, где, конечно же, водились хищные птицы - ястребы, коршуны или находили пристанище разбойники, или опять же на острове, который мог называться "желтым" из-за цвета своих песчаных берегов. Конечно же, саратовская крепость сначала могла быть построена и около какой-то речки с "текучей водой", впадающей в Волгу, наподобие Гуселки. Или - у тихой заводи, берега которой "заросли осокой"... Кроме перечисленных предположений, за последние полтора века были высказаны и еще некоторые, менее удачные, поскольку их авторы не старались связать "Саратов" с особенностями каких-то мест, а просто руководствовались созвучием этого имени с подходящими словами из разных древних языков. Скажем, высказывались мнения, что "Саратов" происходит от старинного "сарт", означавшего "оседлый, постоянный житель" (М.В. Готовицкий, 1889 г.). Или от "cap" - "строители городов" (школа академика Марра). Или от "сармс", означающего "городить, ограждать" (В.Н. Майков, 1978 г.). Едва ли у основателей первой саратовской крепости, боярина Турова и воеводы Засекина, имелось время заниматься изысканиями в древних книгах, чтоб выбрать там название помудренее. И уж тем более не обратились бы они, скажем, к калмыцкому с его "сары-болгасн", что означает "желтый город" (иностранные исследователи). Тем более, что калмыков в конце XVI века в наших краях еще не было. Едва ли удачным можно признать и предположение, что слово "Саратов" связано с древнерусским "ратай", т.е. пахарь. Саратовцы в течение первых ста лет жизни города обработкой земли определенно не занимались, т.к. были полностью поглощены делами военными. Пахотные солдаты появились в наших краях много позже (А.И. Баженова, 1987 г.).Значительно более интересными представляются два других предположения, появившихся недавно. Они основаны на замечании саратовского ученого А.А. Гераклитова, сделанного еще в 1923 году. Он отметил, что в первые годы существования Саратова наши предки, отправляясь в новый город или посылая туда какие-то депеши, говорили и писали не "в Саратов", а "на Саратов". По особенностям русского языка, так могло быть только в том случае, если словом "Саратов" обозначался не только город, но и целый район, участок местности, урочище. Авторы новых гипотез (Е.К. Максимов, Л.Г. Хижняк, З.Л. Новоженова, 1990-1991 г.г.) считают, что имя города произведено русскими от бытовавшего у тюркоязычных кочевников - ногайцев слова "сары-тав", обозначавшего правый нагорный участок волжского берега, обрывистый, во многих местах имеющий и сегодня желтый цвет. Ногайцы же действительно кочевали в Поволжье в XV-XVI веках и имели постоянные контакты с русскими. Кроме того, указанные выше исследователи допускают, что основа имени первой русской крепости в наших краях могла появиться и раньше, еще до прихода на Волгу ногайцев и даже татаро-монголов. В IX-X веках у кочевых и полукочевых племен, частично пользовавшихся индоиранскими словами - у них " сара" тоже означало "желтый", а может быть и "рыжий". И были племенные группы, где рыжеволосость встречалась очень часто. Если одна из таких групп довольно долго кочевала по нынешним нашим краям, то имя "Саратов" может происходить от названия местности, где "возле Волги обитало племя рыжеволосых".


Итак, на сегодняшний день имеется по крайней мере 13 вариантов расшифровки заинтересовавшего нас, слова.

Ну есть естественно 14 вариант Саратов-это бесспорно чисто татарский город !!!Ведь так Карабаш ? Да и надо не только читать ,а внимательно читать и желательно разных авторов !!!!!!!!!

90 (7.06.12 15:11 отредактировано Карабаш)

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Вот немного о научной стороне споров :....................
Ну есть естественно 14 вариант Саратов-это бесспорно чисто татарский город !!!Ведь так Карабаш ? Да и надо не только читать ,а внимательно читать и желательно разных авторов !!!!!!!!!

Вы про Увек ни чего не слышали? А ведь в 14 веке это был большой город с населением под 100 тысяч. Согласно официальной истории его якобы сжег Тамерлан и дело докончил оползень. Но..... сходите в Саратове в краеведческий музей, там есть интересный документ, о том что Степана Разина встречали старшины Увекские, именно увекские а не Саратовские.

На счет тюркского происхождения слова Саратов. Вы знаете но татары называют Соколовую гору именно Саре тав, то есть желтая гора. Гора на другом конце Саратова называется Алтен тау (в русской интерпретации Алтынка).
На счет того как  Саре тау называют русские не забывайте то что до конца 16- начала 17 веков они тут не проживали. Так что товарищ Студенцов (отрывок из труда которого Вы процитировали) не прав. Я его писанину читал еще в 1989 году когда она только еще была издана.

91

Re: Опять про казаков

"...книге “Евангелие”, написанной в конце XVI века, на чистом листе почерком малограмотного и не искушенного в письме человека была сделана такая запись: “Лета 7098 (1590) месяца июля во 2 день в память положения пояса Пречистыя Богородицы приехал князь Григорий Осипович Засекин да Федор Михайлович Туров на заклад города Саратова ставити”. Хотя запись довольно точна и не вызывала сомнения в подлинности, это всего лишь личная заметка. Ученые продолжали искать сведения в официальных документах. И вот в написанном в начале XVII века старцем Тихоном Казанцем сборнике, состоящем из летописных отрывков, нашлась запись: “А в 98-м году поставлен город Саратов”. Позднее обнаружилось еще упоминание в Разрядной книге XV-XVI веков, куда записывали по годам назначения на высшие военные и государственные должности. Под 1590 годом было указано: “В новом городе на Саратове острове голова Федор Туров”.

Добавлено: 7.06.12 14:34

А ,что касается Увека он был за 200 лет до Саратова  уже разрушен Тамерланом и не о какой приемственности речи не может быть !!!!!!!!!

92 (7.06.12 15:43 отредактировано Карабаш)

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

А ,что касается Увека он был за 200 лет до Саратова  уже разрушен Тамерланом и не о какой приемственности речи не может быть !!!!!!!!!

да? Интересно тогда из какого же Увека были те старшины что встречали Степана Разина в 1670 году? А ведь на тот момент Саратов уже существовал как минимум 70 лет.

93

Re: Опять про казаков

Вот в Москве много татарских названий :Балчуг,Арбат,Черкизово,Ордынка,Толмачи -вывод напрашивается сам  ...!!!!!

94

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Вот в Москве много татарских названий :Балчуг,Арбат,Черкизово,Ордынка,Толмачи -вывод напрашивается сам  ...!!!!!

Да там еще и татарская слабода была. А Вы наверное не знаете то что татары в Москве живут с 13 века. ag

95

Re: Опять про казаков

Из истории :Большая Казачья улица.
Саратовская казачья команда появилась в Саратове в 18 веке, в 1721 году все местные казаки были объединены в Саратовскую казачью станицу. Улицу на месте казачьего поселения документы 1813 года называют Большой Казачьей. Когда эта улица стала центром города и здесь появились городские застройки, жители стали жаловаться на неприятные запахи от близости казачьих конюшен, коровников, овчарен. «Над улицей и прилегающей к ней округой поплыли ни с чем не сравнимые ароматы. Попытка свозить навоз и заваливать топкие места от неприятных запахов не избавила. В городскую управу посыпались жалобы. В конце концов было решено выселить казаков из центра города на пустопорожние земли между двумя острогами Глебучева оврага», - пишет краевед Е.Максимов в книге «Имя твоей улицы».

Добавлено: 7.06.12 14:49

Источник тот же :
Большая Горная улица.
В названии этой улицы сегодня нет намека на казаков, но именно на ней в 19 – начале 20 века между улицами Хвалынской и им.Розы Люксембург располагалась саратовская казачья станица Астраханского казачьего округа. Как уже говорилось выше, казаков выселили сюда с центральных Большой и Малой Казачьих улиц. «На 1 января 1885 года в станице насчитывалось 195 дворов с 1011 жителями. Управлялась станица своим атаманом и правлением, имела собственный суд и казначейство. … В свободное от службы время на выделенной и поделенной на наделы (паи) земле казаки занимались хлебопашеством, содержали огороды и бахчи, плантации подсолнечника. Все, что оставалось от заготовки запасов для семьи, коней и скотины, продавалось. Располагали казаки и сенокосными угодьями на берегах Волги и казачьем острове у Саратова. После заготовки зернофуража и сена остатки тоже шли на продажу», - пишет Е.Максимов.
Недалеко сформировалась площадь, которая сначала называлась Казачьей. На ней казаки продавали сено, а также остающиеся от заготовок овощи, бахчевые. Имя площади продержалось до конца первого десятилетия XX века, а потом ее назвали Сенной. В годы советской власти площадь названа Колхозной в ознаменование осуществления коллективизации.  Сегодня она называется Сенной.

Добавлено: 7.06.12 14:53

Карабаш пишет:
опоссум пишет:

Вот в Москве много татарских названий :Балчуг,Арбат,Черкизово,Ордынка,Толмачи -вывод напрашивается сам  ...!!!!!

Да там еще и татарская слабода была. А Вы наверное не знаете то что татары в Москве живут с 13 века. ag

Но вы забыли отметить такую странность -  Татарская слобода находилась далеко от крупных районов Москвы, т.е. русское население было изолировано от влияния татар.

Добавлено: 7.06.12 14:56

Хочу сразу отмести предпологаемые наезды оппонентов которые "против" - я просто за историческую справедливость ,какой бы она не была (удобной или неудобной) .

96 (7.06.12 16:20 отредактировано Карабаш)

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Из истории :Большая Казачья улица.

Вот на ней как раз сотня казаков на постое и стояла. Представляете но в Питере аж целых три казачьих полка было, и что теперь Санкт Петербург надо переименовать в станицу Питерская?

Добавлено: 7.06.12 15:16

опоссум пишет:

Но вы забыли отметить такую странность -  Татарская слобода находилась далеко от крупных районов Москвы, т.е. русское население было изолировано от влияния татар.

Изолировано? Да Бог с Вами она не далеко от центра в замоскворечье была.

97

Re: Опять про казаков

Юралу.
Ты подколоть хотел или просто ...?
"Ух ты! Мы вышли из бухты...
А впереди - наш друг океан..."

98

Re: Опять про казаков

Ну  да ну да и Америку открыли монголо-татары ,когда делали очередной набег...Спор для себя считаю исчерпанным ...

99

Re: Опять про казаков

опоссум пишет:

Ну  да ну да и Америку открыли монголо-татары ,когда делали очередной набег...Спор для себя считаю исчерпанным ...

Не юродствуйте. И самое главное а при чем тут монголо-татары (термин первым в 19 веке ввел Соловьев)?
Современные татары к ним отношения не имеют. Предки современных татар жили в Поволжье на много раньше  монгольского нашествия.

Добавлено: 7.06.12 15:36

опоссум пишет:

Хочу сразу отмести предпологаемые наезды оппонентов которые "против" - я просто за историческую справедливость ,какой бы она не была (удобной или неудобной) .

Представляете но я тоже за это.

100

Re: Опять про казаков

Тут, понимаешь, хоть обосрись, каждое новое поселение или крепость в новых местах в 16-19 веках могла быть основана и основывалась казаками - людьми без подданства и гражданства. Ну и так. присланными... Сибирь (до Столыпина) тоже они осваивали. Казаков у нас в районе немного, согласен. Но выступать против создания казачьего класса?! Это как говна наесться!
Ермак, вон, до Тихого океана дошёл. Еврей, наверное?! Или иудей?