Тема: Законопроект "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы во вторник приняли заявление "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации". По мнению парламентариев, традиционные религиозные конфессии не только "были хранителями идей национального суверенитета, духовной и культурной идентичности" страны в течение многих веков, но и "выполняют важные задачи по сохранению духовного и культурного наследия России, развитию государственно-церковных отношений и международного сотрудничества, укреплению гражданского мира и согласия, образованию поколения и воспитанию его в духе любви и уважения к Отечеству" в современных условиях. "Особую роль в истории Российского государства, в становлении и развитии национальной духовности и культуры сыграло православное христианство", - подчеркивается в документе.
Позвольте изложить мою точку зрения на это.
Церковь наступает. Парламент во всем способствует ей, при этом в своих документах не скупясь на подтасовки. Одно только «сохранение духовного и культурного наследия» чего стоит! Не лишне напомнить, что именно благодаря православной церкви Россия лишилась национальной исторически сложившейся музыкальной культуры и национального театра: та часть нашей музыкальной и театральной культуры, которую имеем ныне, действительно великолепная и мощная, сложилась в 18 – 19 веках на выжженном церковью поле под влиянием музыки преимущественно итальянской, немецкой, французской и английской и театров Франции и Англии.
Церковь осуждала музыку вне храма, гудошники, гусельники, рожечники и прочие скоморохи подвергались гонениям. Как результат, из народных инструментов у нас сохранилась только балалайка (мандолина, гармонь и домра - "пришельцы" заимствованы из-за рубежа). В церковной традиции было только пение а-капелла, с крайне ограниченным набором гармоний и только на религиозные тексты. Как следствие, инструментальная музыка в России стала развиваться очень поздно. Во времена, когда Вивальди, Бах, Скарлатти создавали свои шедевры, в России профессиональное исполнительство полностью отсутствовало.
О гонениях Церкви на скоморошество (http://mirmagi.ru/blog/cerkov_i_skomoroshestvo/2010-04-19-279): в 15 веке церковное собрание принимало активные попытки искоренить скоморошничество, однако, сначала попытки проваливались. Помощь пришла в 1648 году. Царь Алексей Михайлович издал указ, по которому скоморошничество должно было быть уничтожено полностью. Приказ был исполнен. Скоморохов ссылали в Сибирь, а всё созданное творчество вместе с инструментами было уничтожено. Так был нанесён очень серьёзный удар по русскому музыкальному и театральному искусству.
Первые наши профессиональные композиторы - Бортнянский и Верстовский, а позже - Михаил Глинка - учились музыке в Италии. Так где сыграла свою позитивную роль церковь? Если мессы и хоралы Баха, Генделя, итальянских композиторов общеизвестны, то что было написано в России из светской музыки композиторами, писавшими для церкви, до Рахманинова? И кто из светских композиторов писал духовную музыку? Такой музыки – кот наплакал.
То же можно сказать и о живописи: живопись вне стен храма церковью осуждалась (как это делается в отношении портретной живописи по сей день у мусульман), а храмовая – сдерживалась набором окаменевших канонов. В результате, великий Рублев несопоставимо менее значим для мировой культуры, чем его современники (почти современники, если быть точным) Микеланджело, Рафаэль, да Винчи и многие другие.
Мертвечина, изначально заложенная в православии, нацеленном на жизнь после смерти и тем самым эту жизнь обесценивающая, привела к тому, что в нашей национальной культуре нет и значимых памятников каменного зодчества, если не считать десятка храмов, в большинстве своем построенных иноземными мастерами.
В этих условиях не могло не сложиться состояние культурного окостенения, из-за которого наша литература стала более-менее развиваться только с началом деятельности Сумарокова, Тредьяковского и Ломоносова.
Если уж вспомнили Ломоносова – то надо бы и напомнить о взаимоотношениях российской науки с Ломоносовских и по наши дни и религии. Об этом можно прочесть, например, здесь: http://warrax.net/rpc_edu/06.html . И отношения эти никогда не были радужны, что бы об этом не говорили попы.
Ну да бог с ними, с убогими, врать – их профессия. Страшно другое: не будет ли новый закон дубликатом 173 статьи XV тома свода законов, которая гласила, что если кто в публичном месте или собрании «дерзнет с умыслом порицать христианскую веру, или православную церковь, или ругаться над священным писанием или св. таинствами, тот подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу»? Ведь любая критика православия или сомнения в истинности Священного предания или Священного писания может быть воспринята как оскорбление чувств верующих – и тогда – на нары?
Не следует ли издать уравновешивающий закон, запрещающий пропаганду каких-либо взглядов религиозного характера, критику положений науки с религиозных позиций вне стен храмов? Не получится ли иначе так, что всякое выступление попа в масс-медиа окажется разрешенным, а отвечать ему будет нельзя не только с экрана или в печати, но и в узком кругу? И не получат ли попы мощнейшее средство для продвижения религии со всеми ее атрибутами, направленными против культуры и науки, в нашу жизнь?
Если так - то России кранты. Она превратится (и уже превращается) в страну, где государство срослось с церковью, где нет ни свободы слова, ни свободы мысли, ни свободы жизни, в этакий православный аналог Ирана или Сомали.
Козе понятно, что поводом для нового законопроекта стала провокационная шумиха, поднятая Церковью вокруг идиотской выходки девиц из "Pussy Riot". Но вот что-то мне подсказывает, что само это дело было таким шумным именно для того, чтобы новый законопроект протолкнуть.
А вы что по этому поводу думаете?