1

Тема: Отменить домашние задания в школах!

Евгений Балабас  пишет:

Путин велел отменить домашнее задание в школах?

У нас опять неправильно истолковали западный опыт
10 сентября 2013

Домашнее задание для школьников всегда было мучением: вроде бы вырвался на волю после окончания уроков, но, придя домой, нужно вновь раскрывать тетрадки и учебники... Однако все может измениться: президент распорядился, чтобы московское руководство подготовило проект поручений образовательным учреждениям о «добровольности выполнения домашних заданий учениками старших классов». Неужели отныне на «домашку» можно «забить»?!

+ открыть спойлер

Напомним, что воодушевившая всех старшеклассников инициатива Владимира Путина прозвучала на днях на встрече в Кремле с Сергеем Собяниным и столичными учителями, которые озвучили перед президентом давно лежащую на поверхности мысль. В последнем-предпоследнем классах будущие абитуриенты уже озабочены грядущим поступлением в вузы, поэтому усердно занимаются самостоятельно после школы, зачастую посещая дополнительные занятия у репетиторов. Вкупе со стандартными «домашками», задаваемыми в школе, нагрузка получается порой запредельная: дети ходят в школу как вампиры — с красными глазами и синими кругами под ними. Отмена или существенное сокращение домашних заданий не ухудшит образовательный процесс в старших классах, но разгрузит детей и позволит им не губить свое здоровье заранее: ему достаточно нанесет ущерба вуз — стрессами первого-второго курсов с непривычки, совмещением работы и учебы, едой-сухомяткой на бегу и прочими старыми-добрыми институтскими «радостями», известными любому «студню»...

Прислушавшись к этому, президент поручил педагогическому сообществу проработать вопрос. Однако не все согласны с такой «реформой» - некоторая часть педагогической среды считает, что такие новации породят лень в детях, а опыт западных стран, на который ссылаются предлагающие отмену «домашки», и вовсе не показателен. В таких странах, как Германия, Франция или Великобритания освобождение от заданного на дом имеют не старшеклассники, а наоборот — младшеклассники, да и то при условии продленного дня. А в Штатах эта идея и вовсе не нашла поддержки, хотя также выдвигалась в свое время.

- Сегодня у нас освобождены от домашних заданий только ученики первого класса, у всех же остальных школяров нагрузка ограничена сверху нормами СанПИНа и составляет от 1 до 3,5 часов в день в зависимости от класса, - говорит член Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. - Действительно «проблема домашки» существует – ведь задания рассчитаны на среднего ученика, но есть более слабые дети, есть просто медлительные. Кто-то справляется быстро, а кто-то – медленно, хотя столь же успешно. Школа и педагог должны распределять задания с учетом физических и психических особенностей каждого ребенка. Плюс в старшей школе в последние годы ученики сами выбирают вид изучения предмета – базовый, профильный или углубленный. На базовом действительно можно отказаться от заданий без ущерба, но на среднем и высшем они, разумеется, нужны. Плюс нужно отметить, что нынешние инициативы – не новинка, в режиме эксперимента многие школы меняют объемы домашних заданий ученикам и даже отменяют их. При грамотно составленном учебном плане это проходит без ущерба для качества образования.

Но можно ли доверять ребенку самому определять – выполнять или не выполнять домашнее задания, если учитель предложит выбор? Повысит ли это эффективность распределения учебной нагрузки. Смогут ли школьники эффективно распоряжаться своим временем?

- Очень хотелось бы доверять старшеклассникам определять глубину собственного погружения в тот или иной предмет, но к этому нужно готовить с начальной школы, - считает профессор Московского института открытого образования, директор Центра психологического сопровождения образования Марина Битянова. - Если в десятом классе учитель предлагает выбор – он должен видеть в глазах детей не восторг «Ух ты, можно не делать!», а осознанное решение и понимание. Но на это потребуются годы. Система преподавания складывалась столетиями, и одним махом брать и выкидывать из неё какой-то элемент – это опасно. Можно уменьшить объем, можно делать задания более творческими, более развивающими, нужно соотносить задания с возможностями ребенка – но полностью ликвидировать их нельзя. Вот даже такой пример – какой-то урок проводится всего лишь раз в неделю – и как без домашнего задания «протянуть ниточку» от урока к уроку, связать их?!

Многие родители тревожатся: что же станет с «домашкой»? В школах уже гуляет клич «ура, Путин отменил!», хотя никакие сроки, даты или иные правила пока не озвучены. Чего же ждать и когда?

- Никаких законопроектов на эту тему пока не внесено и, я надеюсь, что вноситься не будет, - говорит Ирина Мануйлова.

- И никакая принудиловка и массовость тут не нужна – сегодня школы и так самостоятельно утверждают свою программу, включая нормы домашних заданий. То есть, правовое поле для этого уже есть. Попечительский совет может корректировать эту программу – то есть, сами родители способны влиять на объем или даже отмену домашних занятий. Даже в рамках одного класса можно дифференцировать этот вопрос, ведь у старшеклассников есть право выбора персонального учебного плана самостоятельно, и, в зависимости о того, какие предметы он выбирает, как профильные, он может выбирать объем «домашки», если в школе в целом будет одобрена система возможности снижения объема заданий на дом.


Домашнее задание для школьников всегда было мучением: вроде бы вырвался на волю после окончания уроков, но, придя домой, нужно вновь раскрывать тетрадки и учебники...

2

Re: Отменить домашние задания в школах!

Что мелочиться-то? Сразу школу отмените!

3 (1.09.14 20:11 отредактировано mgm1974)

Re: Отменить домашние задания в школах!

тогда пожалуйста обоснуйте зачем нужны домашние задания?
и ответьте почему школу НЕЛЬЗЯ оставить детям в ШКОЛЕ???
Почему возвращаясь ДОМОЙ в СЕМЬЮ, затем просто нельзя вырваться во двор и погулять поиграть?
Еще вопрос думаете дети все в свободное время только пакости делают?
А что же по вашему кружки и секции? А вообще интересы у детей свои должны быть?
Школу отменить? Такого плана как сейчас ДА лучше отменить!
Ни Советская НИ западная не пригодна! Только не ругайтесь, Детей зомбировать установками солдатского подчинения - очень даже опасная утопическая практика.
Если бы было все так хорошо в системах образования, думаю мы бы не наблюдали деградацию общества.
Система вызывает реакцию - внутренний бунт. Оно вам надо???? Сами то детьми не были? Или уже все стремления и собственные мечты заточили так, что стало жить не очень интересно.
Человек должен ходить строем - потому что он быдло и ему нужен кнут и пряник?
Уроки Уроки Уроки - это что и зачем????
Система оценок - страх низкой успеваемости, и куча других страхов! Так привыкли и так проще! Вломил сыну и дал наказ тяни люминий сын! Иначе чугуний потянешь! Я прав потому что старше. Ты сопляк и заткнись. Или другие крайности дети потешаються над учителями снимая их на смартфоны подстрекая их заранее на скандалы. Школа - это чисто гос проект вдалбливания необходимого мировоозрения. Подготовка послушных винтиков. Так разве все мечтали? Кто об этом мечтал??
Просто я уверен что есть предостаточно АЛЬТЕРНАТИВНЫХ систем ОБРАЗОВАНИЯ где развивается СЧАСТЛИВЫЙ ребенок имеющий мечты собственные позитивные цели созидательного характера.
Я уверен что однажды этот инородный путь мышления себя изживет! Не только я так думаю.
Домашние задания, оценки успеваемости - это угнетение личности если преподноситься как ТАБУ! Это только часть преоброзования мышления.
Да что там говорить просто многие думают размышляют а вслух молчат.
Если уж допускать домашние задания, то как дополнительный способ получить бонусы и награды, но не возможность влепить низкие оценки - красной пастой в тетрадь в дневник! Унизив ребенка в глазах других ребят.
Я уважаю парня или девушку если они проводят время в семье, на природе, ходят на секции и кружки. Посещают театр, цирк, концерты. Навещают пожилых, приболевшых друзей. Это не весь список положительного созидательного провождения времени ребенка.

4

Re: Отменить домашние задания в школах!

На то и домашнее задание, чтобы закрепить усвоенный на уроке в школе материал. А сделал дело - гуляй смело, посещай секции, навещай "пожилых, приболевшЫх друзей".
Студенты медицинских учебных заведений! Ну хотя бы вы учитесь, пожалуйста! Потому что впоследствии вряд ли ваших пациентов будут заботить уровень раскрепощенности вашей личности, ваши "мечты и позитивные цели созидательного характера". А вот ваша КОМПЕТЕНТНОСТЬ волновать будет.

5

Re: Отменить домашние задания в школах!

fantom90 пишет:

Студенты медицинских учебных заведений! Ну хотя бы вы учитесь, пожалуйста! Потому что впоследствии вряд ли ваших пациентов будут заботить уровень раскрепощенности вашей личности, ваши "мечты и позитивные цели созидательного характера". А вот ваша КОМПЕТЕНТНОСТЬ волновать будет.

Вот вот тут полностью согласен. Это не просто учебное заведение, в нем должны учиться не ради корочек, не потому что так кто-то из родственников захотел, а только по собственной воле, по сильной мечте ЛЕЧИТЬ ЛЮДЕЙ!
Спасать жизнь людей, зная что этим ты выполняешь великую миссию СВОЕЙ ЖИЗНИ!

Скорее всего так в каждом деле и в каждой проффесссии.
И конечно там требования к ученикам АВИЦЕНЫ нужно делать самыми тщательными и строгими - тут уже детство закончилось и на предпоследних курсах как я слышал проходят преддипломную практику, доверяют реальных пациентов.
При поступлении на преподавателя в школы и воспитателя в дет.сады - нужно четко осозновать - главную амбицию и переживание в сердце - ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ, как своих РОДНЫХ! Иначе не прикасайтесь к детям, забудьте об проффессиях связанными с воспитанием детей.
Надо бы так перетрясти самих себя и точно все взвесить прежде чем выбрать свой курс и проффессию.
Все кто любят только деньги и власть - опасные люди  им нужен особый институт с особым надзором), как выяснилось за историю жизни - такие личности и несут массу проблем в обществе.

6 (2.09.14 14:16 отредактировано mgm1974)

Re: Отменить домашние задания в школах!

Домашние задания в школе — злоупотребление?

Не пора ли нам встать на сторону детей?

Автор: Виктория Белова

+ открыть спойлер

Домашние задания в школе — злоупотребление?

Не пора ли нам встать на сторону детей?

Автор: Виктория Белова

Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова врача, и в Норвегии разгорелась жаркая дискуссия «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Кто прав и как себя чувствуют российские школьники — рассуждает Виктория Белова.

Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают их сон детей. Это так глупо, — это даже просто больно. «Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

Как отнеслись к этой точке зрения в Норвегии? Как всегда общество разделилось на два лагеря.

Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.

Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания.

Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких.

Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания, по сравнению со школьниками.

Дети тех родителей, которые имеют высшее образование, успевают в школе лучше, чем дети родителей с низким уровнем образования.

Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету. Обучение выполнению домашних заданий в Норвежской школе происходит под руководством учителя. Норвежская «продленка» существенно отличается от нашей. У нас в группе продленного дня объединено несколько начальных классов, и количество детей достигает 80 и более человек.

На «продленке» наши дети фактически не занимаются выполнением домашних заданий.

Преподаватели группы продленного дня вне рамок стандартного урока оказываются беспомощными. Они заявляют, что основной их задачей является сохранение безопасности детей, и периодический «пересчет их по головам». Это важно, бесспорно, — безопасность важнее всего. Однако, приходя домой в шесть вечера, дети садятся за уроки.

Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт.

Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью.

Старшие школьники, особенно те, которые привыкли к детсадовской обстановке на «продленке» начинают откладывать выполнение домашних заданий на вечер.

Приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки. В школе в результате проверки домашнего задания, возникает конфликт с учителем. Ребенок страдает в любом случае. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими.

Если он старательно выполняет, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем. Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований.

Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями? Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас.

Как нам обеспечить детям возможность играть? Способны ли мы сами играть с ними? Что думают родители?

«Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше». С мнением норвежского доктора С.Фредриксена, — трудно не согласиться.

7

Re: Отменить домашние задания в школах!

Я чегойт не поняла - при чем тут медицинское училище?... Вроде про школы говорили...

Мы так же учились и делали "домашку". Единственное - как учили нас и как учат сейчас. С ТАКИМ объемом детям сложно справиться. Может малыши и впитывают как губка, и усваивают все быстро, но и их силы и возможности, как и у губки, не бесконечны. 6 дней из 7 они проводят в школе (взрослый человек работает стандартно 5 дней в неделю), занимаясь до 3-4 часов вечера (рабочий день - 8 часов, учебный день ребенка - 6-7 часов). Сюда входят также школьные кружки. После школы многие бегут на внешкольные секции. Часов в 7-8 вечера они появляются дома и делают уроки. И где же им гулять?.. Читать любимые книжки?.. Смотреть любимые м/ф к/ф?.. И это режим дня обычного ученика начальных классов. Многие дети из-за подобной нагрузки не соблюдают режим дня и не спят необходимое количество часов которые должны спать. Из-за этого всего дети нервные, легко возбудимые и часто агрессивные.
Домашка нужна в общем, но в стенах школы. Если они проводят там большую часть дня - почему бы там ее и не делать?..  Лично мое мнение )

Добавлено: 3.09.14 14:06

По крайней мере когда я училась в школе - в 2 я уже была дома. И домашнюю работу успевала сделать, и на секции ходить успевала, и книжки читать, и с друзьями гулять - все успевала. Да и остальные скорее всего тоже. И вроде не тупые выросли, знания получили. А сейчас вроде и пичкают детей всем подряд, а не пойму - есть ли толк?.. Имею в виду новую программу.