Тема: Пятидневное обучение в школе - поднимет уровень здоровья детей
Человек и закон, статья и комментарии о пятидневном образовании
На сегодняшний день в России 70% школьников имеют те или иные отклонения в здоровье. По статистике, каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвертый — в лечении в стационаре. При этом каждый третий имеет различные патологии, самой распространенной из которых является проблема со зрением. Такую удручающую статистику представила первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета Госудумы по охране здоровья Татьяна Яковлева.
+ открыть спойлерПо данным Минздрава в стране в последнее время наблюдается тенденция роста числа детей, страдающих различными хроническими, простудными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у большинства обучающихся отмечается физическое и психическое переутомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на дополнительные занятия, в том числе физической культурой и спортом.
В связи с этим депутаты предлагают сократить учебную неделю в школах до пяти дней. По их мнению, это необходимо, во-первых, для того, чтобы ребенок мог эффективно усваивать школьную программу, а во-вторых, для сохранения здоровья школьников. Соответствующий законопроект об установлении обязательной пятидневной учебной недели для школьников с первого по девятый класс уже внесен в Госдуму. Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно. При этом, согласно проекту закона, организацию образовательной деятельности по программам среднего образования (10-11 классы) предлагается осуществлять по решению школы по пятидневной или шестидневной учебной неделе.
Петербургские коллеги поддерживают московских депутатов. На прошлой неделе они одобрили федеральную инициативу, соответствующий документ был принят в первом чтении. С подобным предложением депутаты петербургского заксобрания уже обращались к Госдуме и министру образования Дмитрию Ливанову в конце 2012 года. Однако предложение не было поддержано на федеральном уровне.
Некоторые законодатели, тем не менее, выступают за сохранение вариативности для специализированных школ и гимназий, ссылаясь на то, что учебные заведения будут вынуждены составлять два варианта расписания – фактическое и «для отчетов». На поправки ко второму чтению документа выделена неделя. В Госдуму инициативу могут отправить уже завтра, 12 февраля.Вопрос о пятидневной или шестидневной неделе стоит перед многими школами. С одной стороны, при шестидневке у детей остается совсем мало свободного времени для отдыха. Получается, что всю первую половину дня они проводят в школе, времени на отдых и общение с друзьями и родными у них почти не остается, так как часть воскресенья, они вынуждены тратить на подготовку уроков. В силу этого нагрузка на детский организм возрастает в разы, как в целом, так и на отдельные органы. Помимо этого, многие дети посещают кружки и секции, при занятых учебой шести днях из семи, многие просто лишаются такой возможности, в силу непомерной нагрузки на организм.
Многие школы пытаются решить эту проблему, перенося на субботу «легкие» предметы: ИЗО, труд, музыка. Несмотря на перенесенные на этот день уроки, которые позволяют разгрузить основные дни, ребенок, так или иначе, теряет часть выходного дня. С другой стороны, если досуг ребенка в выходной день не организован и он просиживает два дня перед экраном телевизора или компьютера, смысл в пятидневной учебной неделе теряется.
Если законопроект будет принят, у общеобразовательных школ не останется выбора — школьники будут учиться пять дней в неделю. Положительно или отрицательно это скажется на их успеваемости и здоровье покажет время.