Тема: Рассуждения глухого о музыке
Будучи человеком абсолютно не религиозным и склонным к подтруниванию над верующими, порой все же задумываюсь: и что они находя в ней, в религии? Ну, невозможно же не видеть, что догматы любой веры идут в разрез с современной жизнью, что лежащие в основе всякого вероучения представления о происхождении мира и человечества никак не стыкуются с научным знанием, что множество религий конфликтуют друг с другом и только и ищут момента, чтобы прищучить представителей других конфессий и навязать свои представления.
Множество исследований феномена религии так же не могут удовлетворительно объяснить: откуда они, религии, взялись и зачем они нужны. Но ведь нужны же! Умирают государства, ломаются и возникают новые общественные формации, несостоятельность религий в описании мира становится все более очевидной – а они, религии, все так же остаются, живут, полосуются друг с другом и находят приверженцев. Миллионы, миллиарды приверженцев в различных конфессиях!
И вот недавно пришла мне в голову такая мыслишка: а нет ли и других феноменов, таких же странных, как религия? Может быть, какие-то параллели между религиями и этими феноменами помогут понять, в чем суть веры?
Мне кажется, таким феноменом может быть музыка. Нет, не рэп, не бесконечное «бум, бум, бум», а именно та, о которой Пушкин сказал: «Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает». И действительно, можно до бесконечности кричать, что музыка объективно не содержит ни какой информации о жизни, что есть множество этнических музык и китайская пентатоника никак не может порадовать ухо европейца, настроенное на хроматический звукоряд и совсем на иную ладово-тоновую основу: все равно, музыка жива и ей плевать на такого рода рассуждения.
Представьте себе фантастическую ситуацию, что человека вырастили и воспитали точно так же, как и всех прочих, но в среде, где никогда не было музыки, а потом выпустили в большой мир. Он услышит эти странные очереди из звуков и гармоний – и не обнаружит ничего, кроме шума, раздражающего изменения высоты звука, назойливых ритмов. Он будет удивлен, что множество людей идут в концертные залы и сидят там с постно-молитвенными лицами и находят что-то во всей этой какофонии, и даже платят деньги, лишь бы потерзать свои уши. Он добудет листки с нотами и докажет как дважды два, что все эти черные крючки – всего лишь символы для обозначения высоты, длительности и последовательности звуков и в них нет ни грана правды о том, что мы называем жизнью, и разобьет в пух и прах контрдоводы – но не найдет понимания и поддержки, и на него будут смотреть, как на больного.
Он, этот человек, будет совершенно прав – и в то же время бесконечно неправ в своих спорах. И, главное, он будет менее счастлив, чем его заблуждающиеся оппоненты. Впрочем, тем тоже не дано услышать все многообразие музык: азиаты будут так же глухи к европейской музыке, как и наш чудак.
Так, может быть, и в религиях важна именно недоступная мне эстетика, экстаз обращения к Богу (которого нет – но это и не важно), единение молитвенных собраний, торжественность храмов и т.д.? Может быть, воспитанный в атеизме и сам в себе культивировавший этот самый атеизм, я приобрел верное представление о мире, но потерял что-то такое же важное, лежащее вовсе не в плоскости правильности или неправильности религиозного отражения мироустройства, а, скорее, в плоскости эстетики?
Вовсе не настаиваю на правильности этих рассуждений, хотя бы потому, что к религиям я глух. Остается и еще один вопрос, не менее интересный: а какова природа музыкального восприятия, что это: этакий «аппендикс», возникший в ходе эволюции, побочный ее продукт, или же в музыке есть и что-то рациональное? И есть ли и другие такие же странные феномены, как религиозность и музыкальность?
И что по этому поводу думают другие?