Будучи проездом в Саратове, зашел как-то в университет, на родной химфак. Облезлые стены, древнее оборудование, нищета и безнадега. Все жалуются на отсутствие финансирования. Но - если в то время, когда я учился, на факультете было два доктора наук (Профессор Мерцлин Р.В., заслуженный деятель науки, зав. кафедрой неорганики и профессор Усов, зав. кафедрой теххимии), то теперь докторов - аж 12 человек! Как они стали докторами с таким допотопным оборудованием и скудным финансированием - понятно: благодаря снижению требований ВАК.
Приходится порой бывать на защитах кандидатских работ. Их уровень значительно ниже, чем качество дипломных работ в восьмидесятых. Недавно писал отзыв на докторскую работу одного деятеля из Новочеркасска. Работа настолько убога, изобилует таким количеством элементарнейших ошибок, что сложно было обойтись без матюков в отзыве. Но - обошелся. Отзыв на зашите не зачитали, а мне потом объяснили: человеку надо расти, в преподавателях оставаться никто не хочет, зарплата зависит от должности, степени и звания - вот и вытягивают, а ВАК давно превратился в болото, через которое дилетанты и бездари шагают, не мараясь.
И еще наблюдение: на том же химфаке все занимаются нанотехнологиями. И это - без оборудования и специальных знаний. Понятно, что профанация, а что делать? Если раньше приличные деньги шли от саратовских НИИ, работавших на оборонку, то теперь эти НИИ загнулись или нищенствуют. Где теперь НИИХИТ, НИТИ, НИИ52?
Но - Путин у нас - кандидат экономических наук (правда, диссертация почему-то дословно повторяет работу американца, выполненную десятилетием раньше), Зюганов - доктор философских наук, Грызлов - знатный изобретатель нанофильтров, и кого из правительства ни возьми - все сплошь "ученые" и нанотехнологи.
Настоящий специалист может вырасти только в окружении специалистов же, иначе получится лишь доморощенная профанация. Научные школы и коллективы в России разрушены. Сейчас последние остатки таких стариканов доживают свой век, а дальше восстановить что-то будет невозможно, какие бы деньги ни вливались и какие бы благостные программы не составлялись. Я смотрю на будущее образования и науки в России с большим пессимизмом и с печалью, потому что видел их расцвет и мощь, а теперь вижу упадок и угасание.