Самый простой способ вернуть зрение за 2 недели! Вы будете поражены!
Границу на замок!
- Муфтий-хазрат, как Вы оцениваете положение исламской общины в России? И сколько всего, по Вашей оценке, мусульман в России?
- Думаю, в России примерно 15 миллионов этнических мусульман. Иногда, говорят, что записывать в мусульмане по национальному признаку нельзя, но я с этим не согласен.
Почти за 60 лет я не встретил и десятка атеистов. Все верят, и, естественно, следуют традициям предков. Конечно, в мечети ходит меньше людей, но верят - абсолютное большинство. А с приезжими в России мусульман - около 20 миллионов.
Что касается положения общины, то считаю, идет нормальное развитие. За последние 15 лет произошли огромные сдвиги. Еще в 1989 году, в России во время перестройки было создано первое духовное учебное заведение. Теперь это Российский исламский университет в Уфе, и в этом году мы планируем открыть еще 5 его филиалов. Сейчас у нас обучаются 600 студентов, готовим имам-хатыбов для мечетей. В СССР на 70 миллионов мусульман существовало лишь одно медресе - в Бухаре, там обучалось всего 50 студентов.
Сейчас мусульмане получили возможность строить мечети. В 1989 году у ЦДУМ их было 94, теперь около 2000. Хотя дореволюционного уровня мы пока не достигли - тогда мечетей было 7500, мы об этом не сожалеем. Все должно идти естественным путем, по мере потребностей. Когда люди духовно-нравственно созрели, чтобы идти в Божий храм, тогда строится мечеть. Поэтому говорим: "Храм не появится на земле, пока его не будет в сердце". Радует интерес молодежи к вере.
Самая острая проблема - кадровая. Мечетей строится немало, а людей, способных проповедовать согласно основам традиционного Ислама, пока маловато.
- В последнее время молодые мусульмане уезжают из нашей страны получать религиозные знания за рубежом, а потом общество и правоохранительные органы сталкиваются с пропагандой экстремистских взглядов. Высказываются предложения решить эту проблему на межгосударственном уровне, а именно путем заключения между Россией и рядом арабских стран соглашений, предусматривающих выдачу студенческих виз лишь по представлению российских муфтиятов. Какова Ваша точка зрения?
- Я это полностью поддерживаю. Было время, когда за рубеж уезжали даже не молодые люди, а дети по 14-15 лет, и даже 13 лет. Отправлялись без всякого учета, без направлений духовных управлений мусульман. Многие, проучившись по 5-6 лет, и даже больше, получали образование абсолютно не соответствующее нашим традициям. Они были оторваны от нашей жизни, от реальности. Когда они возвращались, им было непросто устроиться на службу в мусульманские общины, и на местах возникали сложности. Мы об этом говорили. Наши студенты, Центрального духовного управления, обучаются в Египте.
В университете "Аль-Азхар" преподают традиционный ислам, и мы не видим никаких отклонений. Отучившись, они востребованы в наших мечетях или духовных учебных заведениях. Остальных же мы не можем направлять на службу в наши общины, до того, как они пройдут аттестацию в Российском исламском университете. Никому не позволено проповедовать экстремистские взгляды или нетрадиционный для России ислам.
- Вы своих студентов не направляете для обучения в Саудовскую Аравию?
- Нет. После того, как молодые люди отучатся 2 года в наших подготовительных учебных заведениях, а потом в университете еще 4 курса, лишь затем направляем в Египет. И сейчас мы провели переговоры, будем отправлять учиться в Марокко и в Сирию. Я считаю, что должна быть создана система, при которой молодые люди должны учиться за рубежом по направлению муфтиятов. Ведь даже при приеме в Российский исламский университет требуется рекомендация имама того города, района или села, где живет молодой человек.
И имамы несут ответственность за тех, кого направили на учебу. В вопросе отправки студентов в иностранные учебные заведения это не менее важно, и мы в этом вопросе надеемся на помощь государства, и российского министерства иностранных дел.
Религия отделена от государства, а ислам - от политики
- В России существует три исламских центра: Центральное духовное управление мусульман, Совет муфтиев России и Координационный совет мусульман Северного Кавказа. Иногда взгляды этих организаций различны. Как простому верующему разобраться в наставлениях разных руководителей?
- Мусульманину разобраться очень просто. Пророк Мухаммед (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) сказал: "Будет много и шайтанов, и тех, кто попытается сбить вас с истинного пути. Я оставляю вам Священный Коран и Сунну, крепко держитесь, и не отрывайтесь". Да, в России есть три духовных центра мусульман, из них Центральное духовное управление мусульман - старейшее, ему 217 лет. Есть Союз муфтиев России, и Координационный совет муфтиев Северного Кавказа - так сложилось за последние 15 лет. Были и десятки других организаций, а потом исчезли. Сейчас между нами нормальные, братские отношения. И мы считаем, что это сотрудничество будет полезным, послужит стабильности в обществе и противостоянию ваххабизму, экстремизму и терроризму. Вопрос об избрании единого лидера сегодня не стоит.
- Некоторые исламские лидеры нашей страны выступили с заявлениями об изменении государственных символов, о введении многоженства в соответствии с религиозной традицией. Как Вы относитесь к этим инициативам?
- Столетиями таких претензий со стороны мусульман к государству российскому не предъявлялось. Символика России принимается Государственной Думой, и это дело политическое. Вмешательство религиозных деятелей и духовенства в политику недопустимо, и поэтому мы выступаем против создания политических партий на религиозной основе.
А о многоженстве в Коране сказано ясно - дозволяется иметь до 4 жен. В отношении них надо быть справедливым, и в Коране говорится, что этот принцип претворить в жизнь очень сложно. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если у кого-то две жены, и он не будет к ним справедлив, то в Судный день за это будет расколот пополам. Вопрос о многоженстве поднимается не только религиозными деятелями, но и политиками. Отчасти он связан с демографической ситуацией, и может быть, это помогло бы ее решению.
- А сколько жен у Вас?
- Одна, слава Богу. Но заменяет всех четырех.
- Уважаемый муфтий! В феврале этого года вы направили Патриарху письмо, в котором давали свою оценку нашумевшей книге Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества в России". Какова Ваша позиция по этому вопросу?
- Действительно, на февральском заседании Межрелигиозного совета России было зачитано мое письмо Патриарху Алексию, в котором приводились оценки книги "Новейшая история исламского сообщества России". Внимательно изучив эту монографию, я пришел к выводу, что она апологетична традиционному исламу, опирается на серьезные и многочисленные источники, а также выгодно отличается отсутствием субъективизма и минимизацией авторских оценок. В то же время Роман Силантьев не учел, что приводимые им в качестве иллюстраций диффамационных кампаний клеветнические измышления могут быть использованы против лидеров традиционного ислама. Это, конечно, не может не вызывать сожаления.
- И какова была реакция Патриарха на Ваше письмо?
- Его Святейшество направил мне весьма теплый ответ, в котором подчеркнул, что Русской Православной Церкви было весьма важно получить официальный комментарий старейшей мусульманской организации России по поводу данной книги. Он отметил, что значительная часть рецензентов солидарна со мной в положительных оценках научного труда Р.А.Силантьева и согласился с тем, что автор должен учесть высказанные замечания в своей дальнейшей работе.
Для ЦДУМ особенно значимо, что Патриарх поблагодарил нас за конструктивную позицию по этому вопросу, а также выразил признательность Координационному центру мусульман Северного Кавказа и тем представителям Совета муфтиев России, которые объективно оценили книгу Силантьева.
На этом, я полагаю, вопрос с "Новейшей историей исламского сообщества России" исчерпан.
Американцам пора смирить гордыню
- Как вы думаете, исламофобия - результат страха перед террористами, прикрывающими свои действия исламскими фразами, или это беспричинное чувство, не поддающееся анализу?
- В конце ХХ века и в начале ХХI обозначилась тенденция использования религии, и не только ислама, для прикрытия политических действий. И, к сожалению, для мусульман экстремисты различного толка использовали ислам для оправдания своих действий. Об этом говорилось и на недавней конференции в Каире. В частности, речь шла о том, что в Афганистане, вроде бы, изначально противостояли атеистическому Советскому Союзу, но когда советские войска были выведены, те же "борцы за веру" начали убивать друг друга. Значит, истинные цели были совершенно другими. Исламофобия есть, и нас она беспокоит, ибо привносит напряженность в современную жизнь. Ислам не содержит в себе ни терроризма, ни экстремизма.
- Но весь мир видел, как 11 сентября в арабских странах люди плясали от счастья в связи с гибелью 3000 американцев. Ликование там царило и после других, менее масштабных по числу жертв трагедий. Что делать с этим?
- Мы от лица Центрального духовного управления мусульман выразили соболезнование американскому народу. И абсолютно никакого злорадства или радости мусульмане России по этому поводу не испытывали. Сегодня такое злорадство может у кого-то возникнуть, потому что гордыня и попытка утверждения своего образа жизни со стороны американцев вызывает отторжение. Какие могут быть эмоции в Ираке, где ежедневно погибает от 60 до 100 человек?
- Но ведь там шииты взрывают суннитов...
- Говорят - так. Но нам не верится. Кому-то очень хочется, чтобы там шла гражданская война. Нельзя так играть с народами, пытаясь оправдать предсказания о войне цивилизаций. Тысячелетиями различные цивилизации существовали рядом, сотрудничали, дополняли друг друга. Народы могут выражать свои эмоции по-разному… Почему в такой стране, как США могли совершить такой теракт? И, как такая страна, которая не смогла его предотвратить, может брать на себя ответственность по сохранению мира, справедливости и демократии во всем мире?
- Вы выразили соболезнования, а толпы ликовали. В какой степени исламские лидеры могут контролировать людей?
- Ликовали в Палестине. Но ведь там десятилетиями проблемы остаются нерешенными. Разве это справедливо? Разве там не прослеживаются двойные стандарты?! Вот там выбран парламент, демократическим путем, путем, предложенным Соединенными Штатами. Так опять осложнения. А народ все видит, какие бы дипломатические прикрытия не возникали. Искать решения проблем необходимо, но, разумеется, не путем террора.
- А Вы признаете право Израиля на существование?
- Конечно. Каждый народ имеет на это право, и каждый человек.
Контрацепция допустима, а эвтаназия - нет
- Всемирный русский народный собор попытался впервые сформулировать церковно-общественный взгляд на права человека. Была принята Декларация прав и свобод человека. Вы намерены разрабатывать подобный документ?
- Основа подобного документа - само Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Наидостойнейшее создание во Вселенной - это человек, и сохранение его достоинства - наша духовно-нравственная обязанность. И если есть достойные люди, то их взаимоотношения строятся на основе прав человека. Примером этого вполне могут служить взаимоотношения между религиозными традициями в России.
- Что выше - права личности или права общества?
- Пророк Мухаммад говорил, что если ты совершишь молитву один, то воздаяние перед Всевышним - одно, а если коллективно - то воздаяние в 27 раз больше. Права общины, общества превыше прав отдельной личности.
- Тем не менее, есть разные взгляды. Например, гомосексуалисты обвинили Вас в нарушении их прав и разжигании гомофобии.
- Знать их не знаю, и знать не хотел. Если они занимаются этим делом в темных закоулках, это их право. Но если это будет совершаться на улице, или призывы к этому будут совершаться на улице, это должно быть пресечено. Истинные взгляды на права человека должны быть выше извращений, и это сказано во всех Священных книгах, ниспосланных Всевышним.
- Как Ислам относится к эвтаназии?
- Отрицательно. Жизнь дается Всевышним, и только он имеет право ее отнимать. Если даны страдания человеку, значит они предписаны Всевышним. И вмешательство человека недопустимо.
- Но ведь лечиться от болезней можно?
- Конечно. Всевышний создал болезни и лекарства от них - поэтому лечитесь. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если в городе нет султана или правителя - не входите туда, а если нет врача, лекаря - убегайте оттуда.
- Аборты возможны?
- Аборты абсолютно нежелательны, но возможны по медицинским причинам, и только на сроке до 4 месяцев. Но вполне допустимым считается использование контрацептивов.
По ходу разговора
- Молва приписывает Вам шутку - будто бы на встрече с президентом Вы сказали, что Троица - это Рождество, Новый год и Курбан-Байрам?
- Вы же знаете русскую поговорку "Бог троицу любит". И так сошлось, что в этом году все три праздника отмечались примерно в одно время. Мы, мусульмане, все праздники отмечаем. И Новый год. Издавна мусульмане в России отмечали Рождество - Рашту его называли. Мы чтим Ису как Посланника Всевышнего.
- У Верховного муфтия бывает свободное время?
- Свободное время бывает редко, я провожу его с внуками, с семьей, на природе. Раньше верхом ездил, но сейчас годы не те. Иногда занимаюсь стендовой стрельбой по тарелкам.
- А отпуск как проводите?
- За 26 лет служения я в отпуске был всего 3 раза.